Информация о наличии судебных постановлений в отношении гражданина

Внимание!

Информация в юридической практике меняется очень часто. Для получения актуальной информации вы можете воспользоваться бесплатной юридической консультацией:

  1. Задайте вопрос онлайн-юристу
  2. Позвоните на горячую линию: - 8(800)302-58-65 Бесплатно по РФ
Содержание статьи

Гражданские процессы в РФ, как правило, характеризуются решением возникших споров между участниками общества, которые возникают в ходе имущественных и иных взаимоотношений. Так, потерпевшее лицо, потеряв надежду на мирное урегулирование проблемы, составляет исковое заявление на своего обидчика, и суд, рассматривая дело с позиции беспристрастного подхода и основываясь на букве закона, выносит судебное постановление, которое содержит какие-либо итоговые сведения по сложившейся ситуации.

📋Что такое судебное постановление – законодательная база

Судебное постановление – это такой нормативный акт, который оформляется в письменном виде и является итогом судебного процесса в части разрешения правовых конфликтов между гражданами и юрлицами при их обращении во властную структуру.

При гражданском судопроизводстве данные документы оформляются в соответствии со статьёй 13 ГПК РФ, которая регулирует следующие особенности правовых отношений между гражданами и органами власти:

  • Прежде всего закон определяет разновидности постановлений в зависимости от особенностей исковых ходатайств и методов судебных разбирательств по текущим делам.

  • В современном мире судебные постановления могут быть оформлены не только в виде бумажного документа, но и в электронной форме, утверждённой цифровым идентификатором, числящимся за должностным лицом. Однако для обеспечения правил архивного хранения данный документ должен быть продублирован в виде бумажного документа.
  • Любой приказной документ, выносимый судебной инстанцией в отношении граждан, юрлиц, госструктур и даже властных органов, должен быть неукоснительно соблюдён, так как за его игнорирование предусмотрена ответственность в соответствии с федеральными законами.
  • В случае, если постановление, вынесенное судом, противоречит обеспечению прав и свобод граждан, оно может оспариваться в установленном законом порядке.

Важно! Судебное постановление представляет собой итог работы органа власти и выносится при рассмотрении каждого дела вне зависимости от его исхода.

Постановление по делу

📋Понятие и виды судебных постановлений

В гражданских процессах можно выделить 4 основных вида постановлений, каждое из которых выносится на основании рассмотрения искового ходатайства от заинтересованного лица и обязательно к исполнению ответчиком:

  • Судебное решение – наиболее частый и популярный акт, регулируемый статьёй 194 ГПК РФ и выносимый судом первой инстанции, рассматривающим текущее дело по сути вопроса.
  • Если постановление по делу выносится без присутствия ответчика в зале суда, но при этом определяет для него спектр обязанностей, оговоренных в исковом заявлении, то такой документ называется заочным решением, оговоренным в ст. 233 ГПК РФ.
  • В тех случаях, когда суд не имеет возможности принять однозначное решение по делу (оно не рассматривается по существу, требует участия иных органов власти, изменения территориальной подсудности, сбора дополнительных доказательств, результатов экспертиз и показаний), он ограничивается определением, прописывая в нём те промежуточные результаты, которых удалось достичь.
  • В тех ситуациях, когда исход дела предопределён, и вина ответчика доказана полностью ещё до начала судебного процесса, как, например, если должник не выплачивает оговоренные суммы в соответствии с кредитным договором, суд выпускает в одностороннем порядке судебный приказ, правила оформления которого оговорены в ст. 122 ГПК РФ.

Важно! Как правило, судья определяет тот или иной вид постановления, которое он собирается вынести ещё на стадии изучения искового ходатайства или при проведении предварительных слушаний по настоящему делу.

📋Требования к содержанию судебного постановления

Для того, чтобы судебное постановление имело законную силу, а также отвечало нормам законодательства, оно должно быть составлено в соответствии с утверждёнными регламентами и наиболее полно отражать мнение органа власти по отношению к настоящему делу, в частности:

  • Согласно статье 195 ГПК РФ, судебное постановление должно быть вынесено в строгом соответствии с законом и полностью обосновано правовыми аргументами в отношении сути вопроса.
  • Постановление должно полностью отвечать нормам процессуального права, так как в противном случае содержание документа является поводом по обжалованию его в апелляционном или кассационном суде.
  • Одним из главных требований, предъявляемых к данному документу – это полнота, грамотность и ясность. Так, каждый уполномоченный орган, а также участник судебного процесса должен усматривать в постановлении конкретное решение по своему вопросу вне зависимости от характера его содержания.
  • Постановление должно удовлетворять содержанию всех промежуточных актов по данному делу, а также учитывать результаты всех имеющихся в разбирательстве актов, экспертиз и прочих деталей судопроизводства.

Важно! В случае, если по делу выносится сразу несколько постановлений, суд определяет, какое из них имеет наибольшую силу и применяет именно этот документ в качестве итогового решения.

📋Что значит законная сила постановления суда

Любое решение, которое принимает орган судебной власти, имеет определённый срок вступления в юридическую силу, после чего оно принимает формат исполнительного документа. Срок между вынесением постановления и обретением им законной силы является законным периодом обжалования. Законная сила судебного постановления имеет следующие признаки, в соответствии с которым оно выносится и обладает свойственными ему последствиями:

  • Законная сила наступает сразу по истечении срока подачи апелляции или кассации.
  • До истечения этого срока также возможно обретение юридической силы, если поданная жалоба отклоняется судом второй или третьей инстанции, которые не могут найти противоправности в действиях судьи.
  • В случае, если постановление оформляется в ходе выборных мероприятий, они не подлежат обжалованию и моментально обретают законную силу.
  • Когда постановление обретает силу, оно становится неопровержимым и обязательным к исполнению, если при его оформлении не было определено каких-либо доказанных нарушений.
  • В случае, если между гражданами заключено мировое соглашение и конфликт оказался полностью исчерпанным, решение принимает исключительный характер и повторно при вновь начавшемся конфликте не может быть вынесено заново.
  • Постановление суда не может остаться неисполненным, и если наступают моменты, когда ответчик отказывается от своих обязательств, наступает принудительное исполнение решения.

Важно! Судебное постановление, вступившее в законную силу, может быть исполнено немедленно, если такая возможность у ответчика имеется, либо факультативно, когда истец вынужден взыскивать средства со своего обидчика по частям в силу его жизненных обстоятельств и в соответствии с предписанием закона.

📋Как обжалуется судебное постановление

Постановление суда, вынесенное по гражданскому делу, может быть обжаловано в законном порядке строго в апелляционный период в соответствии с существующей в законодательстве схемой. Так, подача жалобного ходатайства возможна в любой из перечисленных ниже ситуаций:

  • Когда по делу вынесено решение суда первой инстанции и определён срок подачи апелляции, позволяющей проверить, пересмотреть или даже отменить вынесенный вердикт по делу.
  • В случае, если апелляция не была удовлетворена судом второй инстанции, и жалоба поступает на кассационное рассмотрение.
  • Постановления мирового судьи всегда могут быть вынесены на рассмотрение в районные или городские органы власти, так как они считаются вышестоящей инстанцией.
  • Если решение вступает в законную силу, возможна надзорная жалоба в суды высшей инстанции с рассмотрением дела до 6 месяцев.

Исполнение решения суда

Подводя итог, кратко следует сказать, что вся система судопроизводства строится именно на постановлениях, так как они являются показателем работы органа власти. Однако каждый гражданин должен иметь в виду, что нарушение его конституционных прав и свобод недопустимо даже со стороны властных структур, поэтому обжалование любого решения при несогласии одной из сторон является нормальной практикой в настоящее время как в гражданских, так и в уголовных делах.

📋Информация о наличии судебных постановлений в отношении гражданина

Имею ли я право запросить у суда информацию о том, выдавал ли суд постановления для установления контроля за моим телефоном и интернет-трафиком? Если имею, то как это осуществить?

Герман Гейнц
Консультаций: 84

В силу ст. 12 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — Закон об ОРД) судебное решение на право проведения оперативно-розыскного мероприятия и материалы, послужившие основанием для принятия такого решения, хранятся только в органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Следовательно, суд не располагает информацией о фактах предоставления им органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, права на проведение оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ), в том числе на прослушивание телефонных и иных переговоров, получение компьютерной информации и проч.

Статьей 5 Закона об ОРД предусмотрено право лица, виновность которого в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, т.е. в отношении которого в возбуждении уголовного дела отказано либо уголовное дело прекращено в связи с отсутствием события преступления или в связи с отсутствием в деянии состава преступления, и которое располагает фактами проведения в отношении него оперативно-розыскных мероприятий и полагает, что при этом были нарушены его права, истребовать от органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, сведения о полученной о нем информации в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих возможность разглашения государственной тайны.

Таким образом, право лица на получение информации о фактах проведения в отношении него ОРМ ограничивается требованиями конспирации и интересом соблюдения государственной тайны. Данное обстоятельство, как правило, служит основанием для отказа судов в предоставлении судебных решений о разрешении проведения ОРМ (см., например, определения Верховного Суда РФ от 19.02.2014 N 74-АПГ14-2, от 01.09.2010 N 60-Г10-4).

Кроме этого, как указал Конституционный Суд РФ в определении от 14.07.1998 N 86-О «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» по жалобе гражданки И.Г. Черновой», в процедуре, в которой испрашивается судебное разрешение на проведение оперативно-розыскных мероприятий, проверяемое лицо — не участник процесса и знать о нем не должен. Открытости, гласности и состязательности сторон в этом процессе быть не может, поскольку в противном случае негласные по своему характеру оперативно-розыскные мероприятия стали бы просто невозможны, а сама оперативно-розыскная деятельность утратила бы смысл.

Именно поэтому судебное решение выдается органу — инициатору проведения оперативно-розыскных мероприятий и не выдается проверяемому лицу.

Вместе с тем в силу ст. 5 Закона об ОРД лицо, которому отказано в предоставлении запрошенных сведений о полученной о нем в ходе ОРМ информации, вправе обжаловать данный отказ, как и действия органов, осуществляющих ОРМ, нарушающие его права и свободы, в суд.

Суд, в свою очередь, вправе затребовать необходимые оперативно-служебные документы не только для выяснения обоснованности и законности заведения дела оперативного учета и проведения оперативно-розыскных мероприятий, но и для решения вопроса о том, какие конкретно сведения, полученные в результате оперативно-розыскной деятельности, могут быть предоставлены в соответствии со ст. 5 и 12 Закона об ОРД (см. вышеупомянутое определение Конституционного Суда РФ от 14.07.1998 N 86-О).

📋Глава 12 1 . Порядок исполнения судебных актов в отношении иностранного государства

📋Статья 104 1 . Порядок исполнения судебных актов в отношении иностранного государства и его имущества

1. Судебные акты в отношении иностранного государства и его имущества, находящегося на территории Российской Федерации, исполняются по правилам, установленным настоящим Федеральным законом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей главой.

2. Для целей настоящего Федерального закона понятие «иностранное государство» используется в значении, определяемом Федеральным законом от 3 ноября 2015 года N 297-ФЗ «О юрисдикционных иммунитетах иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации».

📋Статья 104 2 . Возбуждение исполнительного производства в отношении иностранного государства и его имущества

1. Исполнительные листы, выданные судами общей юрисдикции и арбитражными судами в отношении иностранного государства, направляются судом вместе с копией вступившего в законную силу судебного акта, на основании которого оформлен исполнительный документ, главному судебному приставу Российской Федерации. Главный судебный пристав Российской Федерации направляет указанные документы в течение трех дней со дня их получения для исполнения в структурное подразделение Федеральной службы судебных приставов, а если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, — в день их получения.

2. Не позднее дня, следующего за днем возбуждения исполнительного производства, судебный пристав-исполнитель структурного подразделения Федеральной службы судебных приставов направляет в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации, запрос о наличии у должника — иностранного государства иммунитета от исполнения решения суда и имущества, используемого иностранным государством для осуществления функций его дипломатических представительств, консульских учреждений, специальных миссий, представительств при международных организациях или делегаций в органах международных организаций либо на международных конференциях и относящихся к ним лиц, а также при наличии у указанного органа исполнительной власти такой информации об ином имуществе, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительному документу.

📋Статья 104 3 . Особенности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения

При применении мер принудительного исполнения судебных актов в отношении иностранного государства и его имущества должны соблюдаться привилегии и иммунитеты, которыми в соответствии с нормами международного права пользуется иностранное государство в отношении осуществления функций его дипломатических представительств, консульских учреждений, специальных миссий, представительств при международных организациях или делегаций в органах международных организаций либо на международных конференциях и относящихся к ним лиц, а также в отношении иного имущества, указанного в части 3 статьи 79 настоящего Федерального закона.

📋Статья 104 4 . Особенности наложения ареста на имущество должника — иностранного государства

1. Арест имущества должника — иностранного государства допускается, если имущество иностранного государства, подлежащее аресту, находится на территории Российской Федерации и не пользуется иммунитетом от исполнения решения суда.

2. В целях решения вопроса о наличии у имущества иностранного государства, подлежащего аресту, иммунитета от исполнения решения суда судебный пристав-исполнитель структурного подразделения Федеральной службы судебных приставов, в производстве которого находится исполнительное производство, обязан направить соответствующие запросы в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации, и другие государственные органы, которые могут обладать соответствующей информацией, а также принимает иные меры для получения необходимых сведений.

3. Установление наличия у имущества иностранного государства иммунитета от исполнения решения суда в процессе исполнительного производства не требуется, если данный вопрос разрешен в судебном акте, на основании которого выдан исполнительный лист.

📋Статья 104 5 . Приостановление, прекращение, окончание исполнительного производства в отношении иностранного государства и его имущества

1. Исполнительное производство в отношении иностранного государства и его имущества может быть приостановлено судом по основаниям, предусмотренным частью 1 и пунктами 1, 4 и 5 части 2 статьи 39 настоящего Федерального закона, а также судебным приставом-исполнителем по основанию, предусмотренному пунктом 8 части 1 статьи 40 настоящего Федерального закона.

2. Исполнительное производство в отношении иностранного государства и его имущества прекращается судебным приставом-исполнителем в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 5 части 2 статьи 43 настоящего Федерального закона.

3. Исполнительное производство в отношении иностранного государства и его имущества оканчивается в случае:

1) фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе;

2) возвращения исполнительного документа по требованию суда, выдавшего данный исполнительный документ;

📋Статья 137. Нарушение неприкосновенности частной жизни

1. Незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации —

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

2. Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет.

3. Незаконное распространение в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении, средствах массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетях информации, указывающей на личность несовершеннолетнего потерпевшего, не достигшего шестнадцатилетнего возраста, по уголовному делу, либо информации, содержащей описание полученных им в связи с преступлением физических или нравственных страданий, повлекшее причинение вреда здоровью несовершеннолетнего, или психическое расстройство несовершеннолетнего, или иные тяжкие последствия, —

наказывается штрафом в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от трех до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до шести лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до шести лет.

  • Статья 136. Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина
  • Статья 138. Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений

📋Комментарий к ст. 137 УК РФ

Отношения, которые находятся за пределами служебной и общественной деятельности человека, относятся к его частной жизни. Согласно Конституции РФ каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 23 Конституции РФ).

Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. Общественные отношения, складывающиеся по поводу реализации данного конституционного права, составляют основной объект рассматриваемого состава преступления. Факультативными объектами могут быть честь, достоинство человека.

Предметом преступления являются сведения о частной жизни лица, составляющие его личную или семейную тайну. Ее носителями могут быть предметы и документы, например выписки из истории болезни, фотографии, кассеты с аудиовидеозаписью указанных сведений и иные материалы.

В понятие «частная жизнь» включается та область жизнедеятельности человека, которая относится к отдельному лицу, касается только его и не подлежит контролю со стороны общества и государства, если она носит непротивоправный характер .

См.: Определение Конституционного Суда РФ от 9 июня 2005 г. N 248-О.

Частная жизнь выражается в свободе общения между людьми на неформальной основе в сферах семейной жизни, родственных и дружественных связей, интимных и других личных отношений, привязанностей, симпатий и антипатий. Частную жизнь составляет распоряжение семейным бюджетом, личной собственностью, денежными вкладами, взаимоотношения в кругу семьи, родственников, друзей и знакомых, религиозные или политические убеждения, действия в соответствии с ними и др.

Частная жизнь характеризует поведение человека вне службы, вне производственной обстановки, вне общественного окружения в состоянии известной независимости от государства и общества и регулируется в основном нормами нравственности и морали. Если такое поведение лица выходит за пределы этих норм и нарушает нормы правовые, то оно не составляет понятия частной жизни, поскольку не только касается субъекта противоправных действий, но и может затрагивать интересы другого лица, общества или государства.

Частную жизнь не составляют и взаимоотношения, затрагивающие, ограничивающие права, честь и достоинство других лиц.

Объективная сторона преступления характеризуется активной формой поведения и выражается в выполнении одного из следующих альтернативных действий: 1) незаконного собирания сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия; 2) незаконного распространения таких сведений без согласия лица; 3) распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, что характеризует не только само деяние, но и способ его совершения.

Под собиранием сведений может рассматриваться любой способ ее получения — подслушивание, опрос осведомленных лиц, фотографирование, аудиовидеозапись информации, ознакомление с документами и материалами, их похищение, копирование и др. Способ собирания сведений для квалификации рассматриваемого деяния как преступления значения не имеет. Главное, что эти сведения собираются противоправно, без согласия потерпевшего.

Собирание сведений, сопряженное с проникновением в жилище, подключением к телефонной линии, образует совокупность составов преступления и должно квалифицироваться по совокупности преступлений (со ст. ст. 138 или 139 УК РФ). Незаконность собирания сведений означает осуществление этих действий не на основаниях или с нарушением процедуры, установленной законом, недолжным субъектом и т.д.

К примеру, в соответствии с Федеральным законом от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» к числу оперативно-розыскных мероприятий относятся: опрос, наведение справок, наблюдение, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи и некоторые другие мероприятия. Проведение мероприятий, не предусмотренных законом, означает их незаконность. Кроме того, запрещено и проведение оперативно-розыскных мероприятий и использование специальных и иных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации не уполномоченными на то законом физическими и юридическими лицами.

И наконец, законом установлено, что проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища допускаются на основании судебного решения и при наличии определенной информации.

Нарушение любого из приведенных положений будет означать незаконность действий лица при собирании сведений, являющихся предметом преступления, предусмотренного ст. 137 УК РФ.

Как распространение сведений можно рассматривать любое незаконное или без согласия лица их доведение до сведения хотя бы одного лица.

Распространение сведений в публичном выступлении означает доведение их до сведения иных лиц в выступлении, рассчитанном на неопределенно большую аудиторию, например в выступлении перед избирателями, работающими на конкретном предприятии, на митинге, в лекции и т.п.

Распространение сведений в публично демонстрирующемся произведении имеет место в тех случаях, когда указанные выше сведения включаются в содержание произведения и это произведение различными способами доводится до сведения иных лиц (в кинофильме, романе, произведении живописи и т.п.).

Под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации.

Собирание и распространение информации, основанные на положениях закона, например уголовно-процессуального, о милиции, об оперативно-розыскной деятельности, о средствах массовой информации и др., не образуют рассматриваемого состава преступления.

Состав преступления формальный. Он окончен с момента выполнения противоправных действий по собиранию или распространению информации о частной жизни человека.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Виновный осознает, что незаконно без согласия соответствующего лица собирает или распространяет сведения, составляющие его личную или семейную тайну, или распространяет эти сведения в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации и желает выполнить такие действия.

Субъект нарушения неприкосновенности частной жизни, предусмотренного ч. 1 ст. 137 УК РФ, общий. Им является вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста.

Квалифицирующим признаком рассматриваемого состава преступления является его совершение лицом с использованием своего служебного положения.

Поэтому для наличия квалифицированного состава преступления (ч. 2 ст. 137 УК РФ) необходим специальный субъект. Им является лицо, незаконно собирающее или распространяющее сведения о частной жизни лица с использованием своего служебного положения. Это лицо необязательно должно быть должностным.

Достаточно того, чтобы его служебное положение позволяло ему собирать сведения или воспользоваться ими по своему усмотрению. При этом место службы роли не играет. Это может быть государственный или муниципальный орган, государственная организация, частная организация и т.д.

Действия лиц, относящихся к должностным, могут быть при наличии к тому оснований квалифицированы по совокупности с составом должностного преступления.

Использование служебного положения должно проявляться в отношении действий, образующих объективную сторону состава преступления: собирания или распространения сведений. Поэтому, например, если директор выставочного зала собирает сведения о каком-либо лице, в его действиях не будет использования служебного положения. Но, если он распространяет эти сведения путем размещения в помещении выставочного зала, налицо квалифицированный состав преступления.

В тех случаях, когда нарушение неприкосновенности частной жизни осуществляется путем нарушения тайны переписки, телефонных переговоров и т.д., действия виновного подлежат квалификации по ст. 138 УК РФ (нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений), поскольку в этом случае ст. 137 УК РФ (в части собирания сведений) можно рассматривать как общую по отношению к ст.

138 УК РФ.

Если нарушение неприкосновенности частной жизни (собирание сведений) сопряжено с нарушением неприкосновенности жилища без отягчающих обстоятельств, деяние следует квалифицировать только по ст. 137 УК РФ. В тех же случаях, когда нарушение неприкосновенности жилища осуществлено при отягчающих обстоятельствах, будет иметь место совокупность преступлений, так как в этих случаях закон предусматривает более строгое наказание по сравнению с наказанием, установленным за нарушение неприкосновенности частной жизни.

Говоря о составе нарушения неприкосновенности частной жизни, следует обратить внимание на то, что применительно к данному преступлению, как и в предыдущем случае (применительно к ст. 136 УК РФ), ряд деяний, формально подпадающих под признаки рассматриваемого состава преступления, не является преступлением в силу малозначительности деяния. Так, с нашей точки зрения, не будет состава преступления, если, например, соседка подслушивает разговор соседей с целью выведать сведения об их семейной жизни и т.д.

При решении вопросов квалификации преступлений против ряда конституционных прав, как справедливо было отмечено Пленумом Верховного Суда РФ, в силу ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ. При этом осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Принимая во внимание эти конституционные положения, суды должны обеспечивать равновесие между правом граждан на защиту чести, достоинства, а также деловой репутации, с одной стороны, и иными гарантированными Конституцией РФ правами и свободами — свободой мысли, слова, массовой информации, правом свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, правом на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, правом на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. ст. 23, 29, 33 Конституции РФ), с другой .

См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 февраля 2005 г. N 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. N 4.

📋Судебная практика по статье 137 УК РФ

Согласно статье 8 УК Российской Федерации основанием уголовной ответственности выступает совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного данным Кодексом. Следовательно, при квалификации деяния, в том числе по статье 163 УК Российской Федерации, обязательно установление как объективных, так и субъективных признаков состава преступления. При этом учету подлежат и разъяснения, которые даны Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 2015 года N 56 «О судебной практике по делам о вымогательстве (статья 163 Уголовного кодекса Российской Федерации)», обращающем внимание судов на то, что под сведениями, позорящими потерпевшего или его близких, следует понимать сведения, порочащие их честь, достоинство или подрывающие репутацию (например, данные о совершении правонарушения, аморального поступка); при этом не имеет значения, соответствуют ли действительности сведения, под угрозой распространения которых совершается вымогательство; к иным сведениям, распространение которых может причинить существенный вред правам или законным интересам потерпевшего либо его близких, относятся, в частности, любые сведения, составляющие охраняемую законом тайну; распространение в ходе вымогательства заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство потерпевшего и (или) его близких или подрывающих его (их) репутацию, незаконное распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, разглашение тайны усыновления (удочерения) вопреки воле усыновителя, незаконное разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, образуют совокупность преступлений, предусмотренных соответствующими частями статей 128.1, 137, 155 или 183 и статьи 163 УК Российской Федерации (пункт 12); если требование передачи имущества или права на имущество или совершения других действий имущественного характера является правомерным, но сопровождается указанной в части первой статьи 163 УК Российской Федерации угрозой, то такие действия не влекут уголовную ответственность за вымогательство (пункт 13).

1. Гражданин Д.В. Яшков оспаривает конституционность пункта 1 части 7 статьи 2 «Полномочия Верховного Суда Российской Федерации» Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 года N 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации», частей первой и второй статьи 78 «Освобождение от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности», части второй статьи 145.1 «Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат» УК Российской Федерации и пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 46 «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)».

осуждена: по п. «б» ч. 3 ст. 242 УК РФ к 2 годам лишения свободы с лишением права заниматься деятельностью, связанной с дошкольным, начальным, средним и высшим образованием, сроком на 5 лет; по ч. 1 ст. 137 УК РФ к штрафу в размере 20000 рублей.

Законодатель определил вымогательство как преступление против собственности и закрепил, что способами его совершения могут быть как угроза применения насилия либо уничтожения или повреждения чужого имущества, так и угроза распространения сведений, позорящих потерпевшего или его близких, либо иных сведений, которые могут причинить существенный вред правам или законным интересам потерпевшего или его близких. При этом, вопреки доводам заявителя, статья 163 УК Российской Федерации сама по себе не направлена на уголовно-правовую охрану отдельных видов тайн, защита которых от преступных посягательств осуществляется самостоятельными нормами уголовного закона (в том числе статьями 137, 155 и 183 УК Российской Федерации).

В целях обеспечения единообразного применения судами законодательства об ответственности за преступления, предусмотренные статьями 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, Пленум Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 126 Конституции Российской Федерации, статьями 2 и 5 Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 года N 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации», постановляет дать следующие разъяснения:

📋Банк данных исполнительных производств

В соответствии со статьей 6.1 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» Федеральная служба судебных приставов создает и ведет банк данных исполнительных производств в электронном виде. Согласно с Порядком создания и ведения банка данных в исполнительном производстве Федеральной службы судебных приставов в электронном виде общедоступная часть Банка данных публикуется на официальном сайте ФССП России.

Сведения, указанные в части 3 статьи 6.1 от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», являются общедоступными до дня окончания или прекращения исполнительного производства, за исключением сведений о возвращении исполнительного документа взыскателю по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 46 Федерального закона, или об окончании исполнительного производства по основаниям, предусмотренным пунктами 6 и 7 части 1 статьи 47 Федерального закона, которые являются общедоступными в течение трех лет со дня окончания исполнительного производства.

Согласно части 3 статьи 6.1 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в общедоступной части Банка данных не публикуются требования, содержащиеся в исполнительных документах, выданных на основании судебного акта, текст которого в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит размещению в сети «Интернет».

Для работы с банком нужно выбрать подраздел – поиск по физическим лицам, либо поиск по юридическим лицам. В разделе «Территориальные органы» указывается регион официальной регистрации физического лица, место пребывания или местонахождения его имущества, место регистрации в ИФНС юридического лица, местонахождения его имущества или адрес его представительства или филиала (например Алтайский край).

В соответствии со статьей 33 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительное производство может быть передано в другое подразделение судебных приставов. По решению Директора Федеральной службы судебных приставов – главного судебного пристава Российской Федерации исполнительное производство может быть передано в Управление по исполнению особо важных исполнительных производств. В этом случае: в разделе «Территориальные органы» указывается – Управление по исполнению особо важных исполнительных производств.

При наличии сведений о номере исполнительного производства Вы можете получить информацию из банка данных исполнительных производств через раздел «Поиск по номеру исполнительного производства».

При наличии сведений о номере исполнительного документа Вы можете получить информацию из банка данных исполнительных производств через раздел «Поиск по номеру исполнительного документа».

ФССП России не хранит и не передает третьим лицам персональные данные, введенные пользователями в форму поиска.

Сервис «Банк данных исполнительных производств» предоставляется только на официальном сайте ФССП России по адресу https://fssp.gov.ru/iss/ip/ и разделах территориальных органов ФССП России, расположенных в доменах четвертого уровня r**.fssp.gov.ru/iss/ip/.

Федеральная служба судебных приставов рекомендует гражданам и представителям юридических лиц, обнаруживших себя в банке данных исполнительных производств, оплатить задолженность посредством портала Госуслуг или скачать и распечатать квитанцию для оплаты.

Для оплаты задолженности посредством портала Госуслуг необходимо быть зарегистрированным пользователем портала Госуслуг. Описание регистрации Упрощенной учетной записи пользователя портала Госуслуг размещено в разделе «Частые вопросы» портала Госуслуг.

Запись в Банке данных будет удалена или изменена (в случае частичного погашения задолженности) в течение 3 – 7 дней с момента оплаты, так как денежные средства должны поступить на депозитный счет отдела судебных приставов, распределены, перечислены взыскателю.

При возникновении дополнительных вопросов можно обратиться непосредственно в подразделение судебных приставов по указанному адресу, телефону в целях получения информации о поступлении денежных средств или о принятых и возможных мерах принудительного исполнения, таких как, например, временное ограничение на выезд за пределы Российской Федерации.

Для уточнения характера и основания принятых решений о взыскании административных штрафов и налоговых платежей ФССП России предлагает обращаться в уполномоченный орган, принявший соответствующее решение, или получить информацию на официальном сайте Госавтоинспекции МВД России, либо Федеральной налоговой службы.

Информацию о ходе исполнительного производства Вы можете получить, обратившись на Единый портал государственных услуг по адресу: https://www.gosuslugi.ru/structure/10000001012

Возможность получить информацию о наличии/отсутствии задолженности есть у пользователей социальных сетей «В контакте» и «Одноклассники» через специальное приложение «Банк данных исполнительных производств».

Также получить информацию о наличии/отсутствии задолженности можно с мобильных устройств, использующих следующие портативные операционные системы: Android, iOS и Windows Phone. Приложение легко найти и установить на соответствующих системах из «магазинов» приложений Windows на Windows Phone, из Google Play на Android, из App Store на iOS, набрав в поиске: «фссп».

Приложения для социальных сетей и мобильных устройств позволяют не только однократно получить информацию о наличии/отсутствии задолженности по исполнительным производствам, но и подписаться на получение данных сведений постоянно. Подписавшись, Вы будете получать уведомления о появлении новой задолженности или об изменениях в уже имеющейся.

*В случае установления факта наличия возбужденного исполнительного производства при проверке задолженности через сервис «Банк данных исполнительных производств» или через единый портал государственных услуг (ЕПГУ) в отношении должника с идентичными ФИО, датой рождения, во избежание ошибочной идентификации физического лица как должника по исполнительному производству и применению к нему мер принудительного исполнения (наложения ареста на счета, ограничения права регистрации транспортного средства и т.д.) граждане могут обратиться к судебному приставу-исполнителю, возбудившему исполнительное производство, и предоставить документы, позволяющие однозначно идентифицировать гражданина (копия паспорта, СНИЛС, ИНН).

В случае если с банковского счета гражданина списаны денежные средства, либо в отношении него применены иные меры принудительного исполнения (ограничение на проведение действий по регистрации имущества и пр.), а исполнительное производство возбуждено в отношении однофамильца с идентичной датой рождения, необходимо в сервисе «Банк данных исполнительных производств» получить сведения о структурном подразделении территориального органа ФССП России, фамилии имени отчестве, телефоне должностного лица, возбудившего исполнительное производство. Проверку рекомендуется проводить по всем территориальным органам ФССП России.

После получения необходимых сведений из «Банка данных исполнительных производств» необходимо обратиться к судебному приставу-исполнителю, возбудившему исполнительное производство, с заявлением об ошибочной идентификации гражданина как должника по исполнительному производству, с приложением документов, позволяющих однозначно идентифицировать его (копия паспорта, СНИЛС, ИНН), для отмены наложенных ограничений, по возможности уведомить судебного пристава-исполнителя по телефону.

Оцените статью
Добавить комментарий